ПРЕСС-СЛУЖБА
Т. 252-46-57, 252-09-03 Т./Ф. 252-10-63 E-mail: press@fas.gov.ru
О разъяснении отдельных положений Федерального закона
от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг
В связи с возникающими вопросами о применении
некоторых положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) Министерство
экономического развития Российской Федерации и Федеральная антимонопольная
служба сообщают следующее.
1. Пунктом 1 части 4 статьи 22, пунктом 1
части 3 статьи 34 Закона установлено, что конкурсная документация и документация
об аукционе (далее -документация о торгах) должны содержать требования к
содержанию и форме заявки на участие в конкурсе или аукционе (далее - в
торгах).
В целях соблюдения указанных требований Закона при разработке
документации о торгах заказчик, уполномоченный орган обязаны установить в
документации о торгах требования к содержанию и форме заявки на участие в
конкурсе и заявке на участие в аукционе (далее - заявка на участие в торгах), в
том числе форма заявки на участие в торгах должна предусматривать обязательность
декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям,
предусмотренным в пунктах 2-4 части 1 статьи 11 Закона.
Минэкономразвития
России и ФАС России обращают внимание, что частью 1 статьи 25, частью 1 статьи
35 Закона предусмотрено, что заявка на участие в торгах подается по форме,
которая установлена документацией о торгах. При этом в соответствии с пунктом 4
части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник
размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в
торгах в случае несоответствия заявки на участие в торгах требованиям
документации о торгах.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России и ФАС
России считают, что отсутствие в форме заявки, установленной документацией о
торгах, обязательного декларирования участником размещения заказа своего
соответствия требованиям пунктов 2-4 части 1 статьи 11 Закона является
нарушением пункта 1 части 4 статьи 22, пункта 1 части 3 статьи 34 Закона и в
указанном случае отказ в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа
в связи с отсутствием в его заявке декларирования таким требованиям будет
являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.
2. В соответствии с
подпунктом е) пункта 1 части 3 статьи 25, подпунктом д) пункта 1 части 2 статьи
35 Закона заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной
сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости
наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено
законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами
юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение
денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения
исполнения контракта являются крупной сделкой.
Указанными положениями Закона
установлена обязанность участника размещения заказа предоставления в составе
заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки
только в тех случаях, если указанные действия являются для участника «размещения
заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не
требуется.
Форма заявки^ установленная документацией о торгах, не должна
предусматривать декларирование участником размещения заказа относится ли
поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом
контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки,
обеспечения исполнения контракта для такого участника размещения заказа к
крупной сделке. При этом документация о торгах должна содержать требование о
представлении участником размещения заказа в составе заявки решения в случае,
если указанные действия для такого участника размещения заказа являются крупной
сделкой.
Таким образом, в случае, если для участника размещения заказа
поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом
контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки,
обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то в заявке такого
участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной
сделки. Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие
в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает, что
указанные действия (одно из действий, в отношении которого не представлено
решение) для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к
участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться
нарушением части 2 статьи 12 Закона.
3. В соответствии с подпунктом а)
пункта 3 части 3 статьи 25, подпунктом а) пункта 3 части 2 статьи 35 Закона
участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в
торгах документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве
обеспечения такой заявки, в случае, если в документации о торгах содержится
указание на требование обеспечения заявки на участие в торгах (платежное
поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения
заявки на участие в торгах, или копию такого поручения).
Минэкономразвития
России и ФАС России обращают внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 12
Закона заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия
обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в конкурсе или
аукционе на любом этапе их проведения в случае установления недостоверности
сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа
в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.
При этом
Минэкономразвития России и ФАС России считают, что конкурсная или аукционная
комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании
непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного
поручения), а также в случае, если в представленном платежном поручении (копии
платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении
платежа, не соответствующие указанным в документации, о торгах, а также в
случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения
заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с
непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного
поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением части 2 статьи
12 Закона.
Минэкономразвития России и ФАС России считают, что в случае
непоступления в течении пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок
на участие торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты
которого указаны в документации о торгах, или поступления таких средств в
объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах, заказчик,
уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить
участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 12 Закона. Также участник размещения заказа должен быть отклонен
от участия в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона в случае, если
денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на
счет по платежному поручению, иному, чем представленное в заявке.
4. В
соответствии с положениями Закона цена заключаемого контракта, в том числе
контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному
ремонту, определяется по итогам проведения торгов. В связи с изложенным
Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют следующее.
После определения
победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения
начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной
победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с
учетом указанного коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрено
несколько этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждого из этапов должна
быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая
стоимость каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально
коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в
ходе проведения торгов. Полученная итоговая стоимость этапов выполнения
контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного
(муниципального) контракта, направляемого победителю торгов. При этом общая
итоговая цена контракта должна соответствовать предложению о цене контракта
победителя торгов.
Государственный (муниципальный) контракт, заключаемый по
итогам проведения торгов, должен содержать перечень работ, установленных
заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов
выполнения контракта), определенную указанным выше способом по итогам торгов.
При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ не
соотносится с фактическими расходами победителя торгов на выполнение конкретных
работ и является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения
контракта) в установленном размере при надлежащем его
исполнении.
Пример:
Начальная цена контракта составляет 1 ООО ООО
рублей. При этом контрактом предусмотрено 3 этапа выполнения работ.
Стоимость
1 этапа составляет 500 ООО рублей, 2 этапа - 300 ООО рублей, а 3 этапа - 200 000
рублей.
В ходе проведения торгов победителем предложена цена 800 000 рублей.
Следовательно, коэффициент снижения составляет 800 000/1 000
000=0,8.
Итоговая стоимость этапов выполнения работ в указанном случае
должна быть пересчитана следующим образом:
Итоговая стоимость 1 этапа 500 000
* 0,8 = 400 000 рублей. Итоговая стоимость 2 этапа 300 000 * 0,8 = 240 000
рублей. Итоговая стоимость 3 этапа 200 000 * 0,8 = 160 000 рублей. Общая
итоговая цена контракта - 800 000 рублей.
Полученные итоговые стоимости
каждого из этапов выполнения работ, а также итоговая цена контракта должны быть
внесены в проект контракта, направляемого победителю
торгов.
Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание, что в
случае, если конкурсная документация не содержит указание на вышеуказанный
порядок расчета итоговой цены контракта (этапов выполнения контракта), а
участник размещения заказа в заявке на участие в конкурсе указал свое
предложение о стоимости каждого этапа выполнения контракта, не превышающей
стоимости такого этапа, указанной в конкурсной документации, то в проект
контракта вносится итоговая цена контракта с указанием стоимости этапов
выполнения контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе участником
размещения заказа.
Минэкономразвития России и ФАС России также обращают
внимание, что заказчик в конкурсной документации не вправе устанавливать
требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки
расчета цены контракта (этапов выполнения контракта). Участник размещения заказа
в составе заявки указывает только предлагаемую им цену контракта без указания
стоимости этапов выполнения контракта.
В целях обеспечения надлежащего
исполнения контракта при отнесении участником размещения заказа максимальной
суммы снижения цены контракта на последний этап выполнения контракта
Минэкономразвития России и ФАС России рекомендуют устанавливать в конкурсной
документации требование об обеспечении исполнения контракта, а также порядок
снижения итоговой цены контракта (этапов выполнения контакта) пропорционально
коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученному в
ходе проведения торгов.
Статс-секретарь - заместитель
Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.
Попова
Руководитель Федеральной
Антимонопольной
службы
И.Ю.Артемьев
20 августа 2009 16:07