Федеральная Aнтимонопольная Cлужба

ПРЕСС-СЛУЖБА

Т. 252-46-57, 252-09-03 Т./Ф. 252-10-63 E-mail: press@fas.gov.ru


О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. №123)

О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. №123) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд»


В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, 'совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. № 123 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 427» (далее - приказ № 123).

В связи с поступающими вопросами о применении приказа № 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?

Ответ. Приказ № 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 приказа.
До вступления в силу приказа № 123 положения приказа № 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.
Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.

Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию «цена контракта» участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств?

Ответ. Приказ № 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 приказа № 427).
До вступления в силу приказа № 123 положения приказа № 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15 процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ № 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию «цена контракта» производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15 процентного коэффициента.

Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Заявка № 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
Заявка № 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
Показатели по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» в заявках № 1 и № 2 одинаковые.
Критерии оценки:
80 % - цена контракта (Kh = 0,8);
20 % - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (Ка= 0,2).

Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию «цена контракта»:
Для поставщиков, предлагающих российские товары: Bhi = Kh * (Hmax - Нi)/ Hmax

Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения: Bhi = Kh * (Hmax - Нi * 1,15)/ Hmax
При этом, если Hi * 1,15> Hmax, то Bh, принять равным нулю, где:
Bhi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке на участие в конкурсе по критерию «цена контракта»;
Нmах - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;
Hi - предложение i-ro участника конкурса по цене контракта;
Kh - весовой коэффициент критерия «цена контракта».

Таким образом, рейтинг участника конкурса № 1 (российский товар) равняется:
Bh1= Kh * (Hmax - H((1>>) / Hmax=0,8 * (1 ООО ООО - 800 ООО) /1 ООО 000= 0,16 Рейтинг участника конкурса № 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Bh2 = Kh * (Hmax - (Н2 * 1,15)) / Hmax= 0,8 * (1 000 000 - 700 000 * 1,15) / 1 000 000=0,156

Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).

Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 приказа).

Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
Ответ. Приказ № 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 приказа № 427).
В соответствии с приказом № 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ № 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.


Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей. Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства. Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.

Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:


Bh = H* 0,85

где:
Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
Н - цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Bh = Н * 0,85 = 500 000 * 0,85 = 425 000 рублей.

Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?
Ответ.Приказ № 427 дополнен новым пунктом 7 в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт, сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.
В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.
Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.

Статс-секретарь - заместитель
Министра экономического развития
Российской Федерации А.В.Попова


Статс-секретарь - заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю. Цариковский

20 августа 2009 16:09